Осенний лес и солнечные зайчики можно будет увидеть на станции «Сокольники» Большой кольцевой линии (БКЛ) метро. Сейчас она готова на 50%, строительство завершат в 2022 году. Новая станция даст возможность москвичам удобно добираться до любимого парка, а жителей района обеспечит десятком новых маршрутов.
«Сокольники» (рабочее название – «Стромынка») БКЛ строят на глубине около 30 метров. […]Осенний лес и солнечные зайчики можно будет увидеть на станции «Сокольники» Большой кольцевой линии (БКЛ) метро. Сейчас она готова на 50%, строительство завершат в 2022 году. Новая станция даст возможность москвичам удобно добираться до любимого парка, а жителей района обеспечит десятком новых маршрутов.
«Сокольники» (рабочее название – «Стромынка») БКЛ строят на глубине около 30 метров. Станция разместится в районе главного входа в одноименный парк – на Сокольнической площади, между улицами Русаковская и Сокольнический Вал. Работы ведутся в плотной городской застройке с большим количеством подземных инженерных сетей.
Оформление платформы «Сокольники» напомнит осенний лес – здесь будут преобладать красные, белые и серые цвета. Дизайн станции выбран в ходе Международного архитектурного конкурса, победителем которого стало архбюро MAP Architects.


Изображения для сравнения
Имитировать игру солнечного света удастся за счет светильников на потолке. Похожие солнечные зайчики есть на станции «Солнцево» Калининско-Солнцевской линии.
Потолки в кассовом зале и на платформе выполнят из алюминия. На полу укладывают светло-серый (шимановский) и темно-серый (габбро) гранит.
Колонны на платформе облицуют белым мрамором.Тоннели в сторону станции «Электрозаводская» проложены в сложных гидрогеологических условиях, в шести метрах от действующей станции «Сокольники» красной ветки.
Начать просмотр
ВОПРОСЫ #6
Как строят тоннели метро и что такое ТПМК
Тоннелепроходческий механизированный комплекс (также тоннелепроходческий щит, ТПМК) – машина для строительства тоннелей метро.
В 1930-е годы первые станции столичной подземки строились вручную: киркой и лопатой. Сегодня в арсенале метростроителей – передовые технологии. Для прокладки тоннелей используют автоматизированную сверхпрочную конструкцию под названием «проходческий щит». Ее можно сравнить со «стальным червем», который сверлит путь в толще породы, оставляя за собой готовый тоннель.
По легенде, изобретатель первого в мире проходческого щита англичанин Марк Брунель действительно придумал такую конструкцию после того, как во время службы во флоте пригляделся к «работе» корабельного червя. Он заметил, что голова моллюска покрыта жесткой раковиной, с помощью зазубренных краев которой червь буравил дерево, оставляя за собой на стенках хода гладкий защитный слой извести.
Идея машины оформилась в конструкцию в 1817 году, когда русский император Александр I обратился к Брунелю с просьбой спроектировать тоннель под Невой в Санкт-Петербурге. Правда, в России инженеру поработать не удалось – император решил возвести в намеченном месте мост. Однако в 1818 году первый щит Брунеля был запатентован, а в 1825-м с его помощью началось строительство тоннеля под Темзой.
В нашей стране проходческий щит впервые использовали в 1934 году для проходки сложного участка первой очереди московского метро между Театральной площадью и Лубянкой. А при строительстве второй очереди столичной подземки на трассах одновременно работало уже 42 щита – рекорд по объему используемой техники.
Московские строители первыми в мире с помощью тоннелепроходческих щитов стали прокладывать наклонные тоннели для эскалаторных зон. По заказу Мосметростроя канадская фирма Lovat разработала и изготовила ТПМК с наружным диаметром 11 метров. Именно с его использованием столичные метростроевцы впервые совершили щитовую проходку тоннеля для эскалаторов. Это произошло на станции «Марьина роща» Люблинско-Дмитровской линии метро.
Тоннели строятся в самых сложных инженерно-геологических условиях, и современные щиты рассчитаны на проходку в различных грунтах, в том числе в неустойчивых. Комплексы работают в два цикла: сначала разрабатывают грунт, затем возводят обделку, производя монтаж блоков. Средняя скорость проходки щитов сегодня составляет 250-300 метров в месяц.
Тоннелепроходческий комплекс – это целый завод по переработке грунта. В Москве всегда строили метро щитами диаметром 6 метров, теперь проходка ведется и 10-метровыми машинами-гигантами.
Щиты – «десятки» используют при строительстве двухпутных тоннелей, где в одном тоннеле проходят пути встречных направлений, а платформы находятся по бокам.
Для обслуживания и эксплуатации одного большого щита требуется меньше оборудования для вывоза грунта, сокращается и количество сопутствующей инфраструктуры – это освещение, вентиляция, подвоз тюбингов.
Метростроители называют проходческие щиты женскими именами. Этот обычай появился благодаря Ричарду Ловату, основателю и владельцу известной канадской фирмы LOVAT, выпускающей ТПМК. Он решил, что все щиты компании должны носить женские имена в честь покровительницы подземных работ святой Барбары. Традиция распространилась и на машины других производителей. Сегодня московское метро строят «Татьяна», «Лилия», «Ольга», «Любовь», «Полина», «Софья», «Наталья»…
Сейчас новая станция Большого кольца метро готова на 50%. Благоустройство территории планируется завершить в 2022-2023 годах. Здесь будет восстановлена историческая липовая аллея.
Цитата
«Заканчивается устройство ограждающих конструкций котлована и разработка грунта, активно сооружаются основные конструкции станции «Сокольники» БКЛ метро», –

Андрей Бочкарёв
Заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства
Скоро строители начнут работы по сопряжению станционных комплексов и созданию пересадки между станцией «Сокольники» на Большой кольцевой линии и действующей одноименной станцией красной ветки метро.
У станции БКЛ будет два вестибюля. Пассажиры смогут сделать пересадку на одноименную станцию красной ветки или выйти к Песочному переулку, парку «Сокольники» и Русаковской улице.
Рядом с выходами из метро на исторической аллее появится новый парк. «Сокольники» станет второй после «ЦСКА» станцией Большого кольца, выходы из которой будут находиться в парке.
Большая кольцевая линия – крупнейший в мире проект метростроения. Ее длина составит 70 км. На кольце разместится 31 станция и три электродепо (включая существующий участок «Каховская – Каширская»).
Начать просмотр
ВОПРОСЫ #5
Большая кольцевая линия метро
Большая кольцевая линия Московского метрополитена – крупнейший в мире проект метростроения. Длина БКЛ составит 70 км с 31 станцией и тремя электродепо.
БКЛ может стать самой длинной кольцевой линией метро в мире, обогнав нынешнего «чемпиона» среди подземных колец – Вторую кольцевую линию Пекинского метро (57 км).
Первые идеи строительства БКЛ в Москве относятся к 1985 году. Но из-за недостатка ресурсов и других причин к реализации проекта не приступали в течение 25 лет. Решение начать строительство БКЛ принял мэр Москвы Сергей Собянин в 2011 году. Работы стартовали в ноябре того же года.
Большое кольцо соединит все радиальные ветки на расстоянии до 10 км от существующего кольца.
Со станций БКЛ можно будет сделать:
В ходе строительства БКЛ закладываются технические решения, которые позволят присоединить к ней новые радиусы метро:
На БКЛ запущены 9 станций метро.
Первые пять станций открыли в феврале 2018 года: «Деловой центр», «Шелепиха», «Хорошёвская», «ЦСКА» и «Петровский парк». Длина участка – 10,5 км. Его запуск улучшил транспортную ситуацию в четырех районах столицы: Хорошевский, Аэропорт, Тимирязевский, Савёловский и в деловом центре «Москва-Сити».
В декабре 2018 года открылась «Савёловская», одна из самых глубоких и сложных в строительстве станций БКЛ: глубина заложения превышает 65 метров. Метро в шаговой доступности получили почти 240 тыс. жителей районов Беговой, Савёловский, Бутырский, Марьина Роща. Они могут без пересадок добраться от Савёловского вокзала до Новой Москвы (станция метро «Рассказовка»).
29 марта 2020 года открыли еще три станции БКЛ — «Авиамоторная», «Лефортово» и «Нижегородская». Пока не будет полностью готов восточный радиус Большого кольца, они будут работать в составе Некрасовской линии.
Работы по проектированию и строительству развернуты на всех участках БКЛ.
Замкнуть кольцо планируется к 2023 году.
Вибропути. Поезда ходят по плите, «подвешенной» на вибропружинах. Когда на платформу подъезжает состав, пути амортизируют. Применение этой технологии практически нейтрализует вибрационное воздействие на здания, находящиеся на поверхности.
Колонны дымоудаления. В случае экстренной ситуации они «вытянут» дым с платформы.
Противопожарные «шторы». Так, на станции метро «Петровский парк» они спрятаны на «балконах» у перехода на зеленую ветку. Шторы выдвигаются, если на станции возникнет пожар или задымление. Они сделаны из специальной ткани, и в случае нештатной ситуации смогут отсечь открытые источники огня и не допустить распространения дыма.
Участок БКЛ от станции «Нижегородская» до «Савёловской» начали строить в 2015 году. Его длина составит 14 км, здесь разместится семь станций: «Нижегородская», «Авиамоторная», «Лефортово», «Электрозаводская», «Сокольники», «Рижская», «Марьина Роща» и соединительная ветка в депо «Нижегородское» (1,9 км).
Сейчас проходка тоннелей северо-восточного участка Большого кольца полностью завершена.
Цитата
«Этот участок БКЛ – один из самых сложных по проходке, реализации. Тем не менее, сегодня 100% проходки здесь завершено. Это большое историческое событие позволяет дальше работать уже по строительству станции метро на этом участке», –

Сергей Собянин
Мэр Москвы
Напомним, с 2011 года правительство Москвы совместно с ОАО «РЖД» ввело 302,7 км линий, 147 станций, три дополнительных вестибюля Московского метрополитена, МЦК и МЦД, а также 10 электродепо.
Подземный город: Московскому метрополитену исполнилось 85 лет
С начала 2020 года введено 15,65 км линий и шесть новых станций метро, до конца года построят еще 7,9 км линий, три станции и электродепо.
Портал Стройкомплекса представляет спецпроект, который расскажет обо всех новых станциях и технологиях строительства.
Метро Москвы: СПЕЦПРОЕКТ
Вы увидите уникальную интерактивную карту московского метро, где указаны все построенные станции с 2011 года. Также здесь можно узнать глубину заложения любой станции столичной подземки. Каждый пользователь имеет возможность оценить свои знания столичной подземки, пройдя тест.
Рекорд Гиннесса: Москва стала лидером в метростроении
Станция метро «Сокольники» на БКЛ готова на 50%
Все о строительстве Большого кольца метро