Станция «Кленовый бульвар» Большой кольцевой линии (БКЛ) метро вблизи музея-заповедника «Коломенское» появится в 2022 году. В это же время планируется завершить строительство всего восточного участка БКЛ. На каком этапе находятся сейчас работы? Рассказываем. Строительство участка длиной 11,4 км от «Каширской» до «Нижегородской» началось в 2017 году.
Здесь возводят четыре станции: «Кленовый бульвар», «Нагатинский Затон», «Печатники» […]Станция «Кленовый бульвар» Большой кольцевой линии (БКЛ) метро вблизи музея-заповедника «Коломенское» появится в 2022 году. В это же время планируется завершить строительство всего восточного участка БКЛ. На каком этапе находятся сейчас работы? Рассказываем.
Строительство участка длиной 11,4 км от «Каширской» до «Нижегородской» началось в 2017 году. Здесь возводят четыре станции: «Кленовый бульвар», «Нагатинский Затон», «Печатники» и «Текстильщики».
Мэр Москвы Сергей Собянин 10 февраля осмотрел площадку строительства станции «Кленовый бульвар». Она расположена в районе Нагатинский Затон вдоль ул. Коломенская у примыкания к ней Кленового бульвара.
Цитата
«Эта станция будет востребована москвичами. Во-первых, многие жители Нагатинского Затона получат метро в шаговой доступности. Во-вторых, здесь будет пересадка на будущую Бирюлевскую линию метро. И, в-третьих, рядом находится парк «Коломенское». Многим москвичам будет удобно добираться до него, пользуясь станцией «Кленовый бульвар», –

Сергей Собянин
Мэр Москвы
На территории парка находится храм Вознесения – один из трех московских памятников, включенных в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Поэтому специалисты при проектировании станции свели к минимуму влияние метро на территорию музея-заповедника. Трассировка линии выбрана так, чтобы «Кленовый бульвар» разместился за пределами парка, а тоннели прошли под землей, не затрагивающей центральную часть с наиболее ценными объектами.Облик станции «Кленовый бульвар» выбран в ходе Международного конкурса. Его основная идея – продолжение культурного контекста района и связь с русской архитектурой. Спокойные и лаконичные силуэты станции передадут ключевой образ местности – парка «Коломенское».
Цитата
«Мы поделили станцию на несколько зон, для каждой разработали свой тип освещения. Зона высадки-посадки пассажиров подсвечена отраженным светом, то есть источник освещения не виден. В зоне эскалаторов появятся классические светильники, в нижнем уровне эскалаторов находится большой светящийся круг», –

Татьяна Осецкая
Сооснователь архитектурного бюро ARCHSLON («Архслон»)
Необычные источники света разработаны для зоны подуличного перехода и подземного вестибюля. Панели с перфорированным металлом и рассеивателем, прообразом которых стали мотивы сетчатой керамики, разбиты на девять типов и комбинируются так, чтобы создать ощущение множества точечных светильников. Панели съемные и очень просты в эксплуатации.
Сейчас строительная готовность «Кленового бульвара» составляет 12%. Ведется перекладка коммуникаций, устройство ограждающих конструкций котлована, разработка грунта.
Также приступили к сборке тоннелепроходческого механизированного комплекса (ТПМК) «Победа» диаметром 10,9 метра и весом 1,7 тыс. тонн.
В апреле этот щит-гигант стартует от станции «Кленовый бульвар» в сторону «Каширской» Каховской линии метро, которая в будущем войдет в состав БКЛ.
Начать просмотр
ВОПРОСЫ #5
Реконструкция Каховской линии метро
Каховскую линию метро открыли для пассажиров в 1969 году. Сейчас ее готовят к вводу в состав Большой кольцевой линии. После интеграции в БКЛ число поездов, курсирующих по этому участку, возрастет с семи до 101 состава — а значит, интенсивность перевозок существенно вырастет.
Старая инфраструктура линии не может корректно работать в таких условиях, поэтому ее нужно полностью обновить.
Для выполнения строительных работ Каховскую ветку необходимо закрыть для пассажиров.
На станции «Каховская» работы начались с 30 марта 2019 года.
Строители уже демонтировали облицовку стен, колонн и гранитных полов платформы. Начали разбирать платформенные плиты и верхнее строение пути в тупиках за станцией.
Специалисты модернизируют инфраструктуру, заменят инженерные коммуникации, облицовку стен, платформ, рельсы. Построят дополнительный переход с «Каховской» на «Севастопольскую» Серпуховско-Тимирязевской линии.
Станцию оборудуют для маломобильных людей. В вестибюле № 2 установят лифт с двумя остановками: на пересечении улиц Каховка и Азовская, а также в кассовом зале.
На «Варшавской» и «Каширской» работы начнутся с 26 октября. На обеих станциях модернизируют инфраструктуру, заменят инженерные коммуникации, облицуют путевые стены и платформы, поменяют рельсы.
Также реконструируют оборотные тупики.
В районе закрытых станций запустят семь бесплатных автобусов КМ. Они свяжут станции «Каховская» и «Каширская» с остановкой у метро «Варшавская».
Автобусы будут работать с 5:30 утра до 2:00 ночи. В часы пик интервал движения составит 6-7 минут.
Кроме этого в районе продолжат курсировать регулярные маршруты наземного транспорта:
- между «Каховской» и «Варшавской» – троллейбусы № 60 и № 72;
- от «Варшавской» до «Каширской» – автобус № 607;
- от «Варшавской» до «Нагатинской» – троллейбус № 40;
- от «Каширской» до «Нахимовского проспекта» Серпуховско-Тимирязевской линии – полуэкспресс № 908.
В районах Нагорный, Нагатино-Садовники и Москворечье-Сабурово введут приоритетный проезд для городского транспорта.
Так, установят запрет на выезд с дворовой территории в районе д. 16 по Каширскому шоссе на одноименную магистраль и запрет на выезд на разворотную петлю автобуса № 607 в районе д. 25/24 по Каширскому проезду.
Выделенные полосы организуют:
- на съезде с Нахимовского проспекта на Варшавское шоссе в сторону области;
- на съезде с Каширского шоссе при движении в центр на Коломенский проезд;
- на съезде с Коломенского проезда на Каширское шоссе в сторону области.
Цитата
«Машина пройдет 1,5 км и закончит проходку в октябре этого года, построив двухпутный тоннель. Затем мы перевезем щит назад, на место старта, и в начале следующего года он стартует в сторону станции «Нагатинский затон», –

Марс Газизуллин
генеральный директор АО «Мосинжпроект»
ТПМК «Победа» разработан российскими и китайскими инженерами специально для строительства метро в Москве и имеет ряд ноу-хау, повышающих эффективность проходки. К примеру, ротор (головная часть щита) оснащен усиленным износостойким режущим инструментом.
Начать просмотр
ВОПРОСЫ #6
Как строят тоннели метро и что такое ТПМК
Тоннелепроходческий механизированный комплекс (также тоннелепроходческий щит, ТПМК) – машина для строительства тоннелей метро.
В 1930-е годы первые станции столичной подземки строились вручную: киркой и лопатой. Сегодня в арсенале метростроителей – передовые технологии. Для прокладки тоннелей используют автоматизированную сверхпрочную конструкцию под названием «проходческий щит». Ее можно сравнить со «стальным червем», который сверлит путь в толще породы, оставляя за собой готовый тоннель.
По легенде, изобретатель первого в мире проходческого щита англичанин Марк Брунель действительно придумал такую конструкцию после того, как во время службы во флоте пригляделся к «работе» корабельного червя. Он заметил, что голова моллюска покрыта жесткой раковиной, с помощью зазубренных краев которой червь буравил дерево, оставляя за собой на стенках хода гладкий защитный слой извести.
Идея машины оформилась в конструкцию в 1817 году, когда русский император Александр I обратился к Брунелю с просьбой спроектировать тоннель под Невой в Санкт-Петербурге. Правда, в России инженеру поработать не удалось – император решил возвести в намеченном месте мост. Однако в 1818 году первый щит Брунеля был запатентован, а в 1825-м с его помощью началось строительство тоннеля под Темзой.
В нашей стране проходческий щит впервые использовали в 1934 году для проходки сложного участка первой очереди московского метро между Театральной площадью и Лубянкой. А при строительстве второй очереди столичной подземки на трассах одновременно работало уже 42 щита – рекорд по объему используемой техники.
Московские строители первыми в мире с помощью тоннелепроходческих щитов стали прокладывать наклонные тоннели для эскалаторных зон. По заказу Мосметростроя канадская фирма Lovat разработала и изготовила ТПМК с наружным диаметром 11 метров. Именно с его использованием столичные метростроевцы впервые совершили щитовую проходку тоннеля для эскалаторов. Это произошло на станции «Марьина роща» Люблинско-Дмитровской линии метро.
Тоннели строятся в самых сложных инженерно-геологических условиях, и современные щиты рассчитаны на проходку в различных грунтах, в том числе в неустойчивых. Комплексы работают в два цикла: сначала разрабатывают грунт, затем возводят обделку, производя монтаж блоков. Средняя скорость проходки щитов сегодня составляет 250-300 метров в месяц.
Тоннелепроходческий комплекс – это целый завод по переработке грунта. В Москве всегда строили метро щитами диаметром 6 метров, теперь проходка ведется и 10-метровыми машинами-гигантами.
Щиты – «десятки» используют при строительстве двухпутных тоннелей, где в одном тоннеле проходят пути встречных направлений, а платформы находятся по бокам.
Для обслуживания и эксплуатации одного большого щита требуется меньше оборудования для вывоза грунта, сокращается и количество сопутствующей инфраструктуры – это освещение, вентиляция, подвоз тюбингов.
Метростроители называют проходческие щиты женскими именами. Этот обычай появился благодаря Ричарду Ловату, основателю и владельцу известной канадской фирмы LOVAT, выпускающей ТПМК. Он решил, что все щиты компании должны носить женские имена в честь покровительницы подземных работ святой Барбары. Традиция распространилась и на машины других производителей. Сегодня московское метро строят «Татьяна», «Лилия», «Ольга», «Любовь», «Полина», «Софья», «Наталья»…
Также ведется проходка тоннелей от станции «Нижегородская» до «Текстильщиков». В январе началось строительство двухпутного тоннеля от станции «Текстильщики» в сторону «Печатников». Активно строятся все четыре станции.
Открытие восточного участка БКЛ позволит:
- улучшить транспортное обслуживание жителей районов Нагатинский Затон, Печатники, Текстильщики, Нижегородский, Лефортово с населением более 450 тыс. человек и работающих там горожан, сократив затраты времени на поездки по городу на 10-15 минут;
- снизить нагрузку на центральные участки Замоскворецкой, Люблинско-Дмитровской и Таганско-Краснопресненской линий метро;
- сократить интенсивность движения транспорта по прилегающим дорогам, что улучшит экологическую ситуацию в этих районах города.
Цитата
«Более 30 тоннелепроходческих комплексов задействовано на строительстве метро в столице. 18 из них находятся в работе. 12 щитов строят тоннели на Большом кольце метро, один – на Люблинско-Дмитровской линии, два – на Калининско-Солнцевской и три – на Коммунарской. В этом году мы планируем приступить к строительству 26 станций метро», –

Андрей Бочкарев
Заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства
Какие станции метро построят в Москве до конца 2022 года – в спецпроекте портала Стройкомплекса.
МЕТРО 2022: спецпроект
Щит «Победа» стартует от «Кленового бульвара» весной
Пункт ремонта поездов у станции метро «Кленовый бульвар»
Щит «Виктория» завершит проходку тоннеля на БКЛ летом