От Лефортово до Некрасовки на метро? Уже в конце марта новый участок Некрасовской линии примет первых пассажиров. Станции «Юго-Восточная», «Окская», «Стахановская», «Нижегородская», а также «Авиамоторная» и «Лефортово» готовы. Сейчас идет обкатка путей и наладка оборудования. Технический запуск шести станций провел мэр Москвы Сергей Собянин.
«Авиамоторная» и «Лефортово», которые строили в рамках Большой кольцевой линии (БКЛ), пока будут […]От Лефортово до Некрасовки на метро? Уже в конце марта новый участок Некрасовской линии примет первых пассажиров. Станции «Юго-Восточная», «Окская», «Стахановская», «Нижегородская», а также «Авиамоторная» и «Лефортово» готовы. Сейчас идет обкатка путей и наладка оборудования.
Технический запуск шести станций провел мэр Москвы Сергей Собянин. «Авиамоторная» и «Лефортово», которые строили в рамках Большой кольцевой линии (БКЛ), пока будут работать в составе Некрасовской.
Строительство началось в 2012 году. В работе над Некрасовской линией принимала участие команда специалистов из Москвы, Санкт-Петербурга, Татарстана и Беларуси.
Станция «Юго-Восточная»: среднеазиатские дворцы и «песочный» дизайн
Находится вдоль Ферганской улицы на пересечении с Ташкентской улицей. Станция мелкого заложения. Есть один вестибюль с выходами на обе стороны Ферганской и Ташкентской улиц, к жилой и общественной застройке, остановкам наземного общественного транспорта.
«Юго-Восточная» оснащена четырьмя эскалаторами и тремя лифтами для маломобильных граждан.
Станцию метро «Юго-Восточная» оформили в стиле среднеазиатских дворцов.
Потолок украсили плафоны в виде куполов минаретов, а разделительная стена между платформами напоминает перевернутые арки с зубцами.Цветовое решение также отсылает к среднеазиатским строениям – станцию выполнили в бежевом, желтом, черном и сером цвете.
Над платформами смонтировали системы вентялиции, которые при пожаре будут вытягивать весь дым со станции. Подрядчик строительства – ООО «МИП-Строй №1».
В будущем у станции «Юго-Восточная» появится ярмарка. Также здесь построят многофункциональный комплекс с физкультурно-оздоровительным центром и паркингом на 80 машин.
Станция «Окская»: речные мотивы и круги на воде
Расположена у примыкания улиц Окская и Паперника к Рязанскому проспекту. Станция мелкого заложения, есть один вестибюль с выходами на обе стороны Рязанского проспекта, к улицам Окская, Паперника, 3-я Институтская, к жилой и общественной застройке, остановкам наземного общественного транспорта.
«Окская» оснащена пятью эскалаторами и тремя лифтами для маломобильных граждан.
На станции создали иллюзию реки с кругами на поверхности воды. Архитекторов вдохновила расположенная неподалеку улица, названная в честь реки Оки. Основным цветом для оформления станции стал синий. В его оттенках оформлены кассовый зал, вестибюли и платформа.
Главным элементом дизайна стал потолок: его украшают ярко-синие алюминиевые панели и светодиодные круглые лампы диаметром около пяти метров. Мерцающие окружности на синем фоне потолка создают иллюзию течения реки с кругами на воде.
Стены на платформе отделаны керамогранитом. Пол выполнен из светло-серого гранита. Подрядчик строительства станции – ЗАО «Мосфундаментстрой-6».
Станция «Стахановская»: советские станки и «стахановское движение»
Расположена на пересечении Рязанского проспекта и 2-го Грайвороновского проезда. Станция мелкого заложения, есть один вестибюль с выходом к Рязанскому проспекту, жилой и общественной застройке, остановкам наземного пассажирского транспорта.
«Стахановская» оснащена четырьмя эскалаторами, тремя лифтами и подъемником для маломобильных граждан.
«Стахановскую» оформили в стиле конструктивизм. Колонны из гранита вдоль путевых стен сделали похожими на станки советских рабочих, белые плафоны-трубки на потолках напоминают перекрытия заводских помещений.
В оформлении использовали гранит и металл. Основным цветом в оформлении станции стал красный, серый и черный. Подрядчик строительства станции – ПАО «Моспромстрой».
Станция «Нижегородская» в стиле Lego
Расположена на пересечении Рязанского проспекта, Нижегородской улицы и железнодорожных путейМосковского центрального кольца (МЦК). Станция мелкого заложения с двумя островными платформами, между которыми проложены пути Некрасовской линии, а по бокам от платформ пройдут пути Большой кольцевой линии.
При движении в одном направлении пересесть с одной ветки метро на другую можно будет на той же платформе. Чтобы ехать в обратную сторону, нужно будет перейти на соседнюю платформу. Такая кросс-платформенная пересадка есть на «Китай-городе».
Станция имеет выходы на обе стороны Рязанского проспекта, к станции МЦК Нижегородская и ж/д платформе Карачарово Горьковского направления МЖД. На базе станции формируется крупнейший в Москве транспортно-пересадочный узел (ТПУ) «Рязанская».
«Нижегородская» оснащена 12 эскалаторами и пятью лифтами для маломобильных граждан.
Это станция выполнена в стиле конструктора LEGO. При оформлении «Нижегородской» использовали главный художественный прием супрематизма – сочетание геометрических фигур ярких цветов.
При разработке проекта авторов вдохновили картины Казимира Малевича, Лазаря Лисицкого, Николая Суетина и других художников-супрематистов. Поэтому в интерьерах платформы будут одновременно присутствовать оранжевый, желтый, салатовый, голубой, белый, серый и черный цвет.
Потолок отделан алюминиевыми панелями, стены и карнизы украшены современной графикой. Освещение станции будет комбинированным – с использованием светильников прямого и отраженного света.
Стены переходов, вестибюлей и платформ облицованы керамогранитом и натуральным камнем. Пол станции покрыт шлифованным и полированным гранитом серых и коричневых оттенков.
Подрядчик строительства станции – ООО «МИП-Строй №1».
Станция «Авиамоторная»: детали самолета и иллюзия воздушных потоков
Расположена на пересечении проезда Энтузиастов, шоссе Энтузиастов и путей Рязанского направления МЖД. Она является пересадочной с одноименной станцией Калининско-Солнцевской линии метро. Станция мелкого заложения, есть два вестибюля с выходами к шоссе Энтузиастов и Авиамоторной улице, жилой и общественной застройке, остановкам наземного пассажирского транспорта.
На станции будут работать три эскалатора и лифт. Позднее – после ввода в эксплуатацию второго вестибюля и перехода на станцию «Авиамоторная» Калининско-Солнцевской линии – заработают еще шесть эскалаторов и четыре лифта для маломобильных людей. Подрядчик строительства станции – АО «Мосметрострой».
В оформлении «Авиамоторной» преобладают черные, серые и белые тона. Архитектурно-художественное решение посвящено авиационной тематике и соответствует названию станции. Колонны и светильники на платформе повторяют форму деталей самолета, а потолки из реечных панелей в вестибюле создают ощущение воздушных потоков.
На потолке изображен облачный шлейф, который оставляет пролетевший авиалайнер. След от самолета имитирует и множество светодиодных и неоновых светильников из алюминия.
Путевые стены выполнены из нержавеющей стали, пол – из натурального камня, а потолок – из алюминия.
На базе станции «Авиамоторная» будет создан транспортно-пересадочный узел, который обеспечит комфортную пересадку на ж/д платформу Новая МЦД-3.
Московские центральные диаметры
Станция «Лефортово»: где спрятан рыцарский шлем и слон
Расположена в сквере у кинотеатра «Спутник», вблизи улиц Солдатская и Наличная. Станция мелкого заложения, один вестибюль с выходами к указанным улицам, жилой и общественной застройке, остановкам общественного транспорта. Оснащена восемью эскалаторами и тремя лифтами для маломобильных пассажиров.
При отделке станции использовали белый мрамор, светло-серый гранит, фибробетон и алюминиевые панели.
Интерьеры стилизованы под старинные гравюры ХVII–XVIII вв. Монохромные тематические рисунки в кассовом зале и вестибюле напоминают о богатом историческом наследии района Лефортово, в честь которого названа станция.
Источником вдохновения для архитекторов послужил Лефортовский дворец, расположенный на правом берегу Яузы. Стены вестибюля украшает черно-белое декоративное панно площадью около 40 «квадратов». На нем изображено здание дворца, отражающееся в водной глади реки.
Первому владельцу дворца – Францу Лефорту – посвящена художественная композиция в кассовом зале. При создании набросков картины авторы обращались к истории династии Лефортов. В композицию вошли геральдические символы фамильного герба: слон и рыцарский шлем. Диаметр изображения составил около 5 метров. Картину поместили в потолочную нишу со встроенными светильниками.
На базе станции «Лефортово» будет создан небольшой транспортно-пересадочный узел, в составе которого предусмотрено устройство трамвайных перронов, реконструкция прилегающей дорожной сети, а также строительство катка с искусственным льдом.
Подрядчик строительства станции – АО «Мосметрострой».
Передовые технологии в строительстве
Второй участок Некрасовской линии метро строили щитами-гигантами диаметром 10 метров. Основным преимуществом двухпутных тоннелей является безопасность. В случае аварии или поломки поезда время полной эвакуации пассажиров составляет около 16 минут, тогда как в однопутном тоннеле – почти 40 минут.
Начать просмотр
ВОПРОСЫ #6
Как строят тоннели метро и что такое ТПМК
Тоннелепроходческий механизированный комплекс (также тоннелепроходческий щит, ТПМК) – машина для строительства тоннелей метро.
В 1930-е годы первые станции столичной подземки строились вручную: киркой и лопатой. Сегодня в арсенале метростроителей – передовые технологии. Для прокладки тоннелей используют автоматизированную сверхпрочную конструкцию под названием «проходческий щит». Ее можно сравнить со «стальным червем», который сверлит путь в толще породы, оставляя за собой готовый тоннель.
По легенде, изобретатель первого в мире проходческого щита англичанин Марк Брунель действительно придумал такую конструкцию после того, как во время службы во флоте пригляделся к «работе» корабельного червя. Он заметил, что голова моллюска покрыта жесткой раковиной, с помощью зазубренных краев которой червь буравил дерево, оставляя за собой на стенках хода гладкий защитный слой извести.
Идея машины оформилась в конструкцию в 1817 году, когда русский император Александр I обратился к Брунелю с просьбой спроектировать тоннель под Невой в Санкт-Петербурге. Правда, в России инженеру поработать не удалось – император решил возвести в намеченном месте мост. Однако в 1818 году первый щит Брунеля был запатентован, а в 1825-м с его помощью началось строительство тоннеля под Темзой.
В нашей стране проходческий щит впервые использовали в 1934 году для проходки сложного участка первой очереди московского метро между Театральной площадью и Лубянкой. А при строительстве второй очереди столичной подземки на трассах одновременно работало уже 42 щита – рекорд по объему используемой техники.
Московские строители первыми в мире с помощью тоннелепроходческих щитов стали прокладывать наклонные тоннели для эскалаторных зон. По заказу Мосметростроя канадская фирма Lovat разработала и изготовила ТПМК с наружным диаметром 11 метров. Именно с его использованием столичные метростроевцы впервые совершили щитовую проходку тоннеля для эскалаторов. Это произошло на станции «Марьина роща» Люблинско-Дмитровской линии метро.
Тоннели строятся в самых сложных инженерно-геологических условиях, и современные щиты рассчитаны на проходку в различных грунтах, в том числе в неустойчивых. Комплексы работают в два цикла: сначала разрабатывают грунт, затем возводят обделку, производя монтаж блоков. Средняя скорость проходки щитов сегодня составляет 250-300 метров в месяц.
Тоннелепроходческий комплекс – это целый завод по переработке грунта. В Москве всегда строили метро щитами диаметром 6 метров, теперь проходка ведется и 10-метровыми машинами-гигантами.
Щиты – «десятки» используют при строительстве двухпутных тоннелей, где в одном тоннеле проходят пути встречных направлений, а платформы находятся по бокам.
Для обслуживания и эксплуатации одного большого щита требуется меньше оборудования для вывоза грунта, сокращается и количество сопутствующей инфраструктуры – это освещение, вентиляция, подвоз тюбингов.
Метростроители называют проходческие щиты женскими именами. Этот обычай появился благодаря Ричарду Ловату, основателю и владельцу известной канадской фирмы LOVAT, выпускающей ТПМК. Он решил, что все щиты компании должны носить женские имена в честь покровительницы подземных работ святой Барбары. Традиция распространилась и на машины других производителей. Сегодня московское метро строят «Татьяна», «Лилия», «Ольга», «Любовь», «Полина», «Софья», «Наталья»…
На втором участке Некрасовской линии используют вибропути, которые будут подавлять шум от движения поездов. Такие технологии уже успешно внедрили на станциях БКЛ – например, под деловым центром «Москва-Сити».
Как строят метро Москвы: технологии виброзащиты
Для строительства «Нижегородской» использовали технологию top-down: когда станцию возводят уровнями от поверхности земли – «сверху вниз». Ограждение котлована выполняется в виде «стены в грунте», а нулевой отметкой служит бетонное перекрытие над верхним подземным уровнем. Также появляется возможность параллельного строительства сооружений вверх. Это позволяет сократить сроки, расходы и площадь работ.
Преимущества нового участка
Метро станет ближе для миллиона человек – жителей районов Нижегородский, Рязанский, Выхино-Жулебино, Косино-Ухтомский, Некрасовка, Текстильщики, Кузьминки, а также подмосковных Люберец и других близлежащих городов Московской области. Пассажиры смогут экономить на дороге до 20 минут в день.
Некрасовская линия станет дублером юго-восточного радиуса Таганско-Краснопресненской линии, который сейчас перегружен. С открытием новых станций метро уменьшится нагрузка на Лермонтовский и Рязанский проспекты, Носовихинское шоссе и другие магистрали.
Коротко о действующем участке Некрасовской линии
В прошлом году на карте московского метрополитена появилась Некрасовская линия – 15-я по счету. Ее строят поэтапно. Первый участок из четырех станций 3 июня 2019 года запустил мэр Сергей Собянин.
Для пассажиров открылись «Косино» (пересадка на «Лермонтовский проспект» фиолетовой ветки), «Улица Дмитриевского», «Лухмановская» и «Некрасовка».
Метро пришло в Некрасовку: как выглядят новые станции
Для Некрасовской линии построено новое электродепо «Руднёво», которое частично открыли в июне 2019 года. Сейчас там работаем более 320 человек. В марте электродепо заработает в полную силу.
С 2011 года в Москве введено 287 км линий, 138 станций, три дополнительных вестибюля метро, МЦК и первые Московские центральные диаметры (МЦД), а также 10 электродепо.
МЕТРО 2022: спецпроект
Фото – mos.ru