Строительство станции «Сокольники» («Стромынка») Большой кольцевой линии (БКЛ) метро планируется завершить в 2022 году, сообщил мэр Москвы Сергей Собянин. «Станция «Сокольники» – одна из самых сложных, потому что проходка прошла буквально в шести метрах от действующего тоннеля. Напомню, что помимо строительства станции у нас перед жителями района еще есть обязательство восстановить сквер, который ведет до […]
Строительство станции «Сокольники» («Стромынка») Большой кольцевой линии (БКЛ) метро планируется завершить в 2022 году, сообщил мэр Москвы Сергей Собянин.
«Станция «Сокольники» – одна из самых сложных, потому что проходка прошла буквально в шести метрах от действующего тоннеля. Напомню, что помимо строительства станции у нас перед жителями района еще есть обязательство восстановить сквер, который ведет до парка «Сокольники», – сказал Сергей Собянин, передает АГН «Москва».
«Станция «Сокольники» Большой кольцевой линии метро – колонная, ее строят на глубине около 30 метров. Она разместится в районе главного входа в одноименный парк – на Сокольнической площади, между улицами Русаковская и Сокольнический Вал. Работы ведутся в плотной городской застройке с большим количеством подземных инженерных сетей.
У станции будет два вестибюля, благодаря которым пассажиры смогут сделать пересадку на одноименную станцию красной ветки или выйти к Песочному переулку, парку «Сокольники» и Русаковской улице.
Рядом с выходами из метро на исторической аллее появится новый парк. «Сокольники» станет второй после «ЦСКА» станцией Большого кольца, выходы из которой будут находиться в парке.
В дизайне станции будут преобладать белые и серые тона. Потолки в кассовом зале и на платформе выполнят из алюминия. В качестве покрытий пола выбран светло-серый (шимановский) и темно-серый (габбро) гранит. Колонны на платформе облицуют белым мрамором.
Тоннели в сторону станции «Электрозаводская» проложены в сложных гидрогеологических условиях, в шести метрах от действующей станции «Сокольники» красной ветки.
Начать просмотр
ВОПРОСЫ #6
Как строят тоннели метро и что такое ТПМК
Тоннелепроходческий механизированный комплекс (также тоннелепроходческий щит, ТПМК) – машина для строительства тоннелей метро.
В 1930-е годы первые станции столичной подземки строились вручную: киркой и лопатой. Сегодня в арсенале метростроителей – передовые технологии. Для прокладки тоннелей используют автоматизированную сверхпрочную конструкцию под названием «проходческий щит». Ее можно сравнить со «стальным червем», который сверлит путь в толще породы, оставляя за собой готовый тоннель.
По легенде, изобретатель первого в мире проходческого щита англичанин Марк Брунель действительно придумал такую конструкцию после того, как во время службы во флоте пригляделся к «работе» корабельного червя. Он заметил, что голова моллюска покрыта жесткой раковиной, с помощью зазубренных краев которой червь буравил дерево, оставляя за собой на стенках хода гладкий защитный слой извести.
Идея машины оформилась в конструкцию в 1817 году, когда русский император Александр I обратился к Брунелю с просьбой спроектировать тоннель под Невой в Санкт-Петербурге. Правда, в России инженеру поработать не удалось – император решил возвести в намеченном месте мост. Однако в 1818 году первый щит Брунеля был запатентован, а в 1825-м с его помощью началось строительство тоннеля под Темзой.
В нашей стране проходческий щит впервые использовали в 1934 году для проходки сложного участка первой очереди московского метро между Театральной площадью и Лубянкой. А при строительстве второй очереди столичной подземки на трассах одновременно работало уже 42 щита – рекорд по объему используемой техники.
Московские строители первыми в мире с помощью тоннелепроходческих щитов стали прокладывать наклонные тоннели для эскалаторных зон.
По заказу Мосметростроя канадская фирма Lovat разработала и изготовила ТПМК с наружным диаметром 11 метров. Именно с его использованием столичные метростроевцы впервые совершили щитовую проходку тоннеля для эскалаторов. Это произошло на станции «Марьина роща» Люблинско-Дмитровской линии метро.Тоннели строятся в самых сложных инженерно-геологических условиях, и современные щиты рассчитаны на проходку в различных грунтах, в том числе в неустойчивых. Комплексы работают в два цикла: сначала разрабатывают грунт, затем возводят обделку, производя монтаж блоков. Средняя скорость проходки щитов сегодня составляет 250-300 метров в месяц.
Тоннелепроходческий комплекс – это целый завод по переработке грунта. В Москве всегда строили метро щитами диаметром 6 метров, теперь проходка ведется и 10-метровыми машинами-гигантами.
Щиты – «десятки» используют при строительстве двухпутных тоннелей, где в одном тоннеле проходят пути встречных направлений, а платформы находятся по бокам.
Для обслуживания и эксплуатации одного большого щита требуется меньше оборудования для вывоза грунта, сокращается и количество сопутствующей инфраструктуры – это освещение, вентиляция, подвоз тюбингов.
Метростроители называют проходческие щиты женскими именами. Этот обычай появился благодаря Ричарду Ловату, основателю и владельцу известной канадской фирмы LOVAT, выпускающей ТПМК. Он решил, что все щиты компании должны носить женские имена в честь покровительницы подземных работ святой Барбары. Традиция распространилась и на машины других производителей. Сегодня московское метро строят «Татьяна», «Лилия», «Ольга», «Любовь», «Полина», «Софья», «Наталья»…
Сейчас заканчивается устройство ограждающих конструкций котлована, идет разработка грунта и устройство основных конструкций станции БКЛ «Сокольники». Она готова уже на 50%.
Большая кольцевая линия – крупнейший в мире проект метростроения. Ее длина составит 70 км. На кольце разместится 31 станция и три электродепо (включая существующий участок «Каховская – Каширская»).
Начать просмотр
ВОПРОСЫ #5
Большая кольцевая линия метро
Большая кольцевая линия Московского метрополитена – крупнейший в мире проект метростроения. Длина БКЛ составит 70 км с 31 станцией и тремя электродепо.
БКЛ может стать самой длинной кольцевой линией метро в мире, обогнав нынешнего «чемпиона» среди подземных колец – Вторую кольцевую линию Пекинского метро (57 км).
Первые идеи строительства БКЛ в Москве относятся к 1985 году. Но из-за недостатка ресурсов и других причин к реализации проекта не приступали в течение 25 лет. Решение начать строительство БКЛ принял мэр Москвы Сергей Собянин в 2011 году. Работы стартовали в ноябре того же года.
Большое кольцо соединит все радиальные ветки на расстоянии до 10 км от существующего кольца.
Со станций БКЛ можно будет сделать:
В ходе строительства БКЛ закладываются технические решения, которые позволят присоединить к ней новые радиусы метро:
На БКЛ запущены 9 станций метро.
Первые пять станций открыли в феврале 2018 года: «Деловой центр», «Шелепиха», «Хорошёвская», «ЦСКА» и «Петровский парк». Длина участка – 10,5 км. Его запуск улучшил транспортную ситуацию в четырех районах столицы: Хорошевский, Аэропорт, Тимирязевский, Савёловский и в деловом центре «Москва-Сити».
В декабре 2018 года открылась «Савёловская», одна из самых глубоких и сложных в строительстве станций БКЛ: глубина заложения превышает 65 метров. Метро в шаговой доступности получили почти 240 тыс. жителей районов Беговой, Савёловский, Бутырский, Марьина Роща. Они могут без пересадок добраться от Савёловского вокзала до Новой Москвы (станция метро «Рассказовка»).
29 марта 2020 года открыли еще три станции БКЛ — «Авиамоторная», «Лефортово» и «Нижегородская». Пока не будет полностью готов восточный радиус Большого кольца, они будут работать в составе Некрасовской линии.
Работы по проектированию и строительству развернуты на всех участках БКЛ.
Замкнуть кольцо планируется к 2023 году.
Вибропути. Поезда ходят по плите, «подвешенной» на вибропружинах. Когда на платформу подъезжает состав, пути амортизируют. Применение этой технологии практически нейтрализует вибрационное воздействие на здания, находящиеся на поверхности.
Колонны дымоудаления. В случае экстренной ситуации они «вытянут» дым с платформы.
Противопожарные «шторы». Так, на станции метро «Петровский парк» они спрятаны на «балконах» у перехода на зеленую ветку. Шторы выдвигаются, если на станции возникнет пожар или задымление. Они сделаны из специальной ткани, и в случае нештатной ситуации смогут отсечь открытые источники огня и не допустить распространения дыма.
Строительство участка БКЛ от станции «Нижегородская» до «Савёловской» началось в 2015 году. Его длина составляет 14 км, здесь разместится семь станций: «Нижегородская», «Авиамоторная», «Лефортово», «Электрозаводская», «Сокольники», «Рижская», «Марьина Роща» и соединительная ветка в депо «Нижегородское» (1,9 км).
Строительство идет в три этапа:
- участок «Нижегородская – Лефортово» открыт 27 марта 2020 года и сейчас работает в составе Некрасовской линии;
- участок «Лефортово – Электрозаводская» планируется построить до конца года;
- участок «Электрозаводская – Савёловская» будет готов в 2022 году.
Сергей Собянин подчеркнул, что проходка тоннелей северо-восточного участка БКЛ метро завершена.
«Этот участок БКЛ – один из самых сложных по проходке, реализации. Тем не менее, сегодня 100% проходки на этом участке завершено. Это большое историческое событие позволяет дальше работать уже по станции метро на этом участке», – сказал мэр.
Он заверил, что участок от «Лефортово» до «Савёловской» будет построен в 2022 году.
Префект Восточного округа Николай Алешин доложил мэру, что благоустройство территории, прилегающей к станции БКЛ «Сокольники», планируется завершить в 2022-2023 годах.
«С точки зрения транспортной доступности люди получат дополнительную пересадку на Кольцевую линию. Изменится жизнь с точки зрения благоустройства. Мы планируем восстановить здесь историческую аллею из лип. Кроме этого, будут благоустроены все прилегающие улицы силами департамента капремонта и все дворы, прилегающие к этому объекту. Все это мы планируем сделать в 2021 году и дальше от этой центральной точки района пойдем в более дальние части», – добавил он.
Напомним, 15 мая 2020 года Московскому метрополитену исполнилось 85 лет. Представляем рейтинг самых ярких, футуристических и просветительских станций, а также показываем станции с галереями и природным дизайном.
Подземный город: Московскому метрополитену исполнилось 85 лет
Портал Стройкомплекса представляет также спецпроект, который расскажет обо всех новых станциях и технологиях строительства.
Метро Москвы: СПЕЦПРОЕКТ
Вы увидите уникальную интерактивную карту московского метро, где указаны все построенные станции с 2011 года. Также здесь можно узнать глубину заложения любой станции столичной подземки. Каждый пользователь имеет возможность оценить свои знания столичной подземки, пройдя тест.
Рекорд Гиннесса: Москва стала лидером в метростроении
Все о строительстве Большого кольца метро