Началось возведение колонн на платформе станции «Университет Дружбы Народов» Коммунарской линии метро, сообщил руководитель Департамента строительства Москвы Рафик Загрутдинов. Станция «Университет Дружбы Народов» запроектирована на границе районов Обручевский и Коньково, вдоль улицы Академика Опарина, у пересечения с ул.
Миклухо-Маклая. «В шаговой доступности от нее расположено несколько крупных столичных вузов, в том числе Российский университет дружбы […]Началось возведение колонн на платформе станции «Университет Дружбы Народов» Коммунарской линии метро, сообщил руководитель Департамента строительства Москвы Рафик Загрутдинов.
Станция «Университет Дружбы Народов» запроектирована на границе районов Обручевский и Коньково, вдоль улицы Академика Опарина, у пересечения с ул. Миклухо-Маклая.
«В шаговой доступности от нее расположено несколько крупных столичных вузов, в том числе Российский университет дружбы народов, Российский государственный геологоразведочный университет, Институт биоорганической химии Российской академии наук. С открытием станции тысячи студентов смогут добираться до мест обучения на метро, минуя наземный транспорт», – сказал Рафик Загрутдинов.
По словам заместителя мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарев, сейчас развернуты работы на всех станциях участка Коммунарской линии от станции «Улица Новаторов» до «Коммунарки». Для проходки тоннелей на этом участке уже задействовано восемь тоннелепроходческих комплексов (ТПМК).
Начать просмотр
ВОПРОСЫ #6
Как строят тоннели метро и что такое ТПМК
Тоннелепроходческий механизированный комплекс (также тоннелепроходческий щит, ТПМК) – машина для строительства тоннелей метро.
В 1930-е годы первые станции столичной подземки строились вручную: киркой и лопатой.
Сегодня в арсенале метростроителей – передовые технологии. Для прокладки тоннелей используют автоматизированную сверхпрочную конструкцию под названием «проходческий щит». Ее можно сравнить со «стальным червем», который сверлит путь в толще породы, оставляя за собой готовый тоннель.По легенде, изобретатель первого в мире проходческого щита англичанин Марк Брунель действительно придумал такую конструкцию после того, как во время службы во флоте пригляделся к «работе» корабельного червя. Он заметил, что голова моллюска покрыта жесткой раковиной, с помощью зазубренных краев которой червь буравил дерево, оставляя за собой на стенках хода гладкий защитный слой извести.
Идея машины оформилась в конструкцию в 1817 году, когда русский император Александр I обратился к Брунелю с просьбой спроектировать тоннель под Невой в Санкт-Петербурге. Правда, в России инженеру поработать не удалось – император решил возвести в намеченном месте мост. Однако в 1818 году первый щит Брунеля был запатентован, а в 1825-м с его помощью началось строительство тоннеля под Темзой.
В нашей стране проходческий щит впервые использовали в 1934 году для проходки сложного участка первой очереди московского метро между Театральной площадью и Лубянкой. А при строительстве второй очереди столичной подземки на трассах одновременно работало уже 42 щита – рекорд по объему используемой техники.
Московские строители первыми в мире с помощью тоннелепроходческих щитов стали прокладывать наклонные тоннели для эскалаторных зон. По заказу Мосметростроя канадская фирма Lovat разработала и изготовила ТПМК с наружным диаметром 11 метров. Именно с его использованием столичные метростроевцы впервые совершили щитовую проходку тоннеля для эскалаторов. Это произошло на станции «Марьина роща» Люблинско-Дмитровской линии метро.
Тоннели строятся в самых сложных инженерно-геологических условиях, и современные щиты рассчитаны на проходку в различных грунтах, в том числе в неустойчивых. Комплексы работают в два цикла: сначала разрабатывают грунт, затем возводят обделку, производя монтаж блоков. Средняя скорость проходки щитов сегодня составляет 250-300 метров в месяц.
Тоннелепроходческий комплекс – это целый завод по переработке грунта. В Москве всегда строили метро щитами диаметром 6 метров, теперь проходка ведется и 10-метровыми машинами-гигантами.
Щиты – «десятки» используют при строительстве двухпутных тоннелей, где в одном тоннеле проходят пути встречных направлений, а платформы находятся по бокам.
Для обслуживания и эксплуатации одного большого щита требуется меньше оборудования для вывоза грунта, сокращается и количество сопутствующей инфраструктуры – это освещение, вентиляция, подвоз тюбингов.
Метростроители называют проходческие щиты женскими именами. Этот обычай появился благодаря Ричарду Ловату, основателю и владельцу известной канадской фирмы LOVAT, выпускающей ТПМК. Он решил, что все щиты компании должны носить женские имена в честь покровительницы подземных работ святой Барбары. Традиция распространилась и на машины других производителей. Сегодня московское метро строят «Татьяна», «Лилия», «Ольга», «Любовь», «Полина», «Софья», «Наталья»…
Мэр Сергей Собянин ранее заявил, что с вводом Коммунарской линии метро разгрузятся Калужско-Рижская и Сокольническая ветки. Строительство очень важно для Новой Москвы.
Начать просмотр
ВОПРОСЫ #3
Коммунарская линия метро
Без этой ветки столичная подземка не справится с растущими нагрузками: через несколько лет жители районов Академический, Гагаринский и Ломоносовский просто не смогут сесть в вагоны на станциях «Университет» Сокольнической и «Академическая» Калужско-Рижской линий. Поскольку транспортная инфраструктура этих станций не справится с постоянно увеличивающимся количеством пассажиров метро.
Работы на участке от станции «Улица Новаторов» до «Коммунарки» начались в ноябре 2019 года. Его длина составит 13,7 км. С помощью семи ТПМК проложено 3,3 км двухпутных тоннелей. Проходка участка завершена на 24%.
Напомним, Коммунарская линия метро пройдет от станции Московского центрального кольца Крымская до Троицка. Она станет одной из самых протяженных в московском метро – порядка 38 км с 16 станциями.
Ветка обеспечит скоростным рельсовым транспортом жителей новых территорий Москвы. Также еще одну линию метро получит Юго-Западный административный округ.
Ожидается, что веткой будут пользоваться около 100 тысяч человек ежедневно. В зоне притяжения Коммунарской линии метро проживают более 1 млн человек, и еще несколько сотен тысяч работают либо учатся.
МЕТРО 2022: спецпроект
Карта строительства метро с линиями МЦД
На Коммунарской ветке началась проходка восьмого тоннеля