На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Огни ночного города

Искусственное освещение стало настолько привычной частью городской жизни, что мы порой не задумываемся, каким огромным потенциалом оно обладает. Художественная подсветка превратилась в элемент архитектуры, она влияет на настроение жителей, превращает здания в городские доминанты и даже повышает инвестиционную привлекательность целых районов.

О том, как делается современная архитектурно-художественная подсветка, в интервью «Стройгазете» рассказал основатель компании Svet […]

Искусственное освещение стало настолько привычной частью городской жизни, что мы порой не задумываемся, каким огромным потенциалом оно обладает. Художественная подсветка превратилась в элемент архитектуры, она влияет на настроение жителей, превращает здания в городские доминанты и даже повышает инвестиционную привлекательность целых районов. О том, как делается современная архитектурно-художественная подсветка, в интервью «Стройгазете» рассказал основатель компании Svet Expert Рустам Гусейнов.

— Если коротко, что такое «архитектурная подсветка» и для чего она нужна?

— Качественная архитектурная подсветка помогает сформировать положительный имидж конкретного здания и целого города. Это — важный инструмент развития инфраструктуры, туризма и, соответственно, экономики. К сожалению, на сегодняшний день потенциал архитектурной подсветки и искусственного освещения до конца не раскрыт и не понят. На самом деле это очень перспективное направление в архитектуре и строительной отрасли в целом.

— На каких объектах может использоваться архитектурная подсветка?

— Практически на любых — школах, телебашнях, крупных производственных комплексах, объектах транспортной инфраструктуры, памятниках культуры, жилых зданиях… Например, мы «подсвечивали» школу-интернат в селе Гыда в Ямало-Ненецком округе.

Это место, которое расположено в 614 километрах от ближайшей железнодорожной станции и добраться до которого можно только на вертолете, и то в определенное время года. Световое оформление фасадов помогло сделать облик школы ярче и дало детям возможность почувствовать себя частью цивилизации, а это очень важно для детского развития и самоощущения.

А в Дербенте мы провели полный аудит существующего освещения, выделили потенциально интересные с точки зрения туризма объекты и дали свои рекомендации по дальнейшей работе со светом. Для Пензы мы разработали концепцию архитектурного освещения нескольких административных объектов, пешеходной Московской улицы, Спасского кафедрального собора в самом центре города. «Подсветили» участок между центральной площадью и набережной, по которому вечером ходить было небезопасно, и потому набережная была фактически выключена из жизни города. Теперь благодаря подсветке набережная «заработала» и стала излюбленным местом для прогулок горожан. Сейчас работаем над световой концепцией одного из ценных историко-культурных объектов — Нижегородского кремля.

— Кто основные заказчики подсветки?

— Заказчиком может быть частная компания, городская администрация или федеральная структура. Архитектурная подсветка автомобильного моста через Волгу в Дубне была реализована в рамках региональной программы «Светлый город». Заказ на архитектурную подсветку телебашни в Якутске в январе 2018 года поступил от ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть». Башня высотой 226 метров праздновала юбилей — в середине марта ей исполнялось 55 лет. Это самое высокое в мире сооружение, построенное в районе вечной мерзлоты и, пожалуй, один из самых сложных объектов, над которыми работала наша команда. Для таких объектов мы вместе с производителями разрабатываем специальное световое оборудование.

Есть пример, когда мы связали единым световым мастер-планом целый рабочий городок. Инициатором проекта стала компания ЛУКОЙЛ, одно из ее предприятий расположено в пяти километрах от города Кстово Нижегородской области. Здесь работают более двух тысяч человек. Главной задачей архитектурного освещения стало как раз создание комфортной световой среды для сотрудников предприятия.

— А как формируется концепция светового оформления того или иного объекта?

— Важны подготовительная работа и предварительное исследование. Нужно учитывать местоположение объекта, его архитектурный стиль. Главная задача — сделать объект доминантой, но при этом не конфликтующей, а гармонирующей с существующей световой средой. Например, апарт-комплекс Alcon Tower в Москве выдержан в стиле ар-деко, и мы особое внимание уделили ярусному строению здания, которое завершается шпилем. В ближайшем окружении расположен стадион «ВТБ Арена», поэтому за основу мы взяли спортивную атмосферу места и подобрали цветовую палитру, вызывающую ассоциации с золотыми медалями, а ступенчатая композиция световых эффектов напоминает пьедестал. Особенно бережно надо работать с памятниками культурного и архитектурного значения.

Один из наших проектов — подсветка особняка на Остоженке в центре Москвы. Здесь мы использовали прием, который для таких объектов не характерен. Поскольку заказчик планировал использовать здание как офис, мы решили сыграть на контрасте и разместили светильники в оконных проемах и нишах, таким образом выделяя светом окна и сложные архитектурные формы и орнаменты.

— Складывается впечатление, что архитектурная подсветка — дело дорогое, нужны оборудование, специалисты… А как на самом деле?

— На самом деле нет. Импортозамещение, ставшее результатом экономических санкций 2014 года, дало импульс развитию местного производства. Сегодня качество светового оборудования, производимого в России, практически не уступает зарубежному. На наших объектах мы используем энергоэффективные решения, которые позволяют экономить электричество. Например, особняк на Остоженке «потребляет» всего 0,68 кВт/ч. Для сравнения — обычный электрический чайник расходует 1-2 кВт электроэнергии. А мост в Дубне — это не более десятка условных чайников. Важно помнить, что подсветка работает только в темное время суток и ее интенсивность меняется.

— А как всем этим управлять?

— Благодаря современным технологиям управление подсветкой осуществляется дистанционно, будь то Москва или Якутия. На Alcon Tower управление яркостью основных групп светильников — диммирование — осуществляется с помощью системы управления, передающей сигнал по протоколу DALI. Управление светильниками, освещающими шпиль здания, основано на системе управления по протоколу DMX512. Она позволяет контролировать динамичность света, проигрывать различные сценарии. В Уфе весь город встал, когда самое высокое здание в центре города играло светом в такт музыке на одной из главных радиостанций города. В режиме реального времени световая композиция передавала ритм, настроение и даже музыкальный жанр. Это называется динамическая подсветка.

— Каковы, на ваш взгляд, перспективы архитектурной подсветки?

— Самые радужные. Этот рынок в нашей стране, в отличие от стран Европы, пока очень мало освоен, но активно набирает обороты. У нас огромная страна. Посмотрите на световую карту Земли, нам точно есть с чем работать.

Справочно:

Компания Svet Expert — один из лидеров в области архитектурно-художественного освещения в России и Европе. На рынке уже 15 лет. За это время реализовала более 200 проектов в девяти странах мира, включая Россию.

Источник

Ссылка на первоисточник
наверх