О новом вице-премьере мы рассказываем вместе с гендиректором и председателем правления Фонда ЖКХ Константином Цициным. — Константин Георгиевич, одно из самых ярких кадровых решений при формировании нового правительства — это, на мой взгляд, смена вице-премьера, отвечающего, в том числе, за строительство.
Виталия Мутко на этом посту заменил Марат Хуснуллин. А у вас есть с ним […]
О новом вице-премьере мы рассказываем вместе с гендиректором и председателем правления Фонда ЖКХ Константином Цициным.
— Константин Георгиевич, одно из самых ярких кадровых решений при формировании нового правительства — это, на мой взгляд, смена вице-премьера, отвечающего, в том числе, за строительство. Виталия Мутко на этом посту заменил Марат Хуснуллин. А у вас есть с ним контакт?
— Есть, конечно…
— Ну, как он работал в Казани — все помнят.
— Да, это он заложил там основу. Особенно — когда Казань, да и вся Россия, готовились к 1000-летию столицы республики.
— Да, я освещал участие президента Владимира Путина в открытии Универсиады — конечно, столицу Татарстана было не узнать. И в Москве Хуснуллин крепко же взялся за стройку.
— Он сменил Владимира Ресина на посту вице-мэра, отвечающего за строительство.
— Да, Владимир Иосифович и сейчас — советник мэра, помощник Патриарха, отвечает, в том числе, и за программу по сооружению храмов в столице.
— Я должен сказать, что новый вице-премьер — очень опытный, вдумчивый и решительный руководитель, с точки зрения стройки.
— Кстати, я родился, можно сказать, на стройке — оренбургской, мой папа — Пётр Алексеевич Гамов — был бригадиром строителей-монтажников, Героем Социалистического Труда… Я бы — была бы возможность — ушёл бы на стройку работать, каменщиком… Так что — у меня к стройкам — отношение особое.
— Интересно…
— Значит, Марат Хуснуллин — на большой стройплощадке, в масштабах России — потянет, да?
— Разумеется. Я просто могу сказать, что когда вот мы начинали — это было 12 — 13 лет назад, скажем так — Татарстан для нас был всегда площадкой, где мы отрабатывали различного рода модели, строители Татарстана были первыми, кто стал работать по той системе капремонта домов, которая сегодня активно используется…
— Вы имеете ввиду, когда начинал работу Фонд ЖКХ.
— Даже не Фонд ЖКХ — там создали подобие вот той модели, которая стала потом работать в стране в целом. И они ещё 8 лет назад — по нашей просьбе, начали у себя такую работу. Причём — она начиналась достаточно, так скажем, тяжеловато, поскольку тогда это было все добровольно.
Но там не все дома, понятно, вошли в эту систему — порядка 60 процентов всего. Но они модель четко отработали и, благодаря этому, у них на сегодня, практически, весь жилой фонд отремонтирован примерно на 90 процентов.
— О! А в целом в России?
— Ну, в России, конечно, меньше.
— И сколько же?
— Ну, меньше там — 50 процентов.
— Понял. Так…
— И Марат Хуснуллин как раз стоял у истоков. Ну, конечно, основное в этом плане заложил ещё Минтимер Шаймиев, это естественно. Вот… А он уже реализовывал эти планы. И тогда это было новое для всех. Да, сомнения, естественно, были. Но они это преодолели. Строительный комплекс, который Хуснуллин возглавлял, он был министром строительства республики — конечно, работал очень чётко и слаженно.
— Это и есть главное, что позволило продвинуть стройку к прогрессу: комплексный подход и к планированию, и к реализации планов, четкость, слаженность всех подразделений.
— Причём — и в жилищном строительстве, и в сооружении промышленных объектов. Так что — и здесь для Марата Хуснуллина задача понятна — что надо делать.
— То есть — с его приходом в правительство и вам проще будет работать, я имею ввиду — не только лично вас, а вообще всю вашу структуру, всю систему.
— Мы будем работать сообща и решать те задачи, которые поставлены. Саш, самое главное, я думаю — появятся новые нетрадиционные решения, которые позволят обеспечить определенный прорыв.
— Именно в строительстве.
— Именно в строительстве, да.
— А сколько вот средств президент выделил вам — вашему фонду — до 2024-го — 2025-го.
— 486 миллиардов.
— О! Это почти полтриллиона, что ли?
— Совершенно верно.
— Это — на программу переселения из аварийного жилья.
— Да.
— И вот вы вместе с Хуснуллиным…
— Теперь он отвечает за реализацию всего национального проекта «Жилье и доступная среда» , где отдельно указан и нацпроект, касающийся переселения граждан из аварийного жилья.
— Вот честно скажите — когда вы работали с другим вице-премьером, который был ближе к спорту, — у вас тогда были какие-то беспокойства там, я не знаю — пойдёт программа — не пойдет? И теперь оптимизма больше?
— Он — оптимизм — у нас на том же уровне. Поскольку мы прекрасно осознавали свои возможности и возможности регионов. Никаких опасений не было. Более того, мы прекрасно понимали, что — те показатели, которые были на 2019-й заложены в проекте, честно могу сказать — они были достаточно небольшие, мы их перевыполнили и весьма значительно.
Ну, скажем так, — в нацпроекте было заложено порядка 140 тысяч квадратных метров, а мы вышли на объём 600 тысяч, а всего по программе переселения — почти 850 тысяч квадратных метров предоставили для жильцов из аварийных домов. При этом регионы добавили почти 230 тысяч — по своим программам, на которые они выделяли деньги отдельно, без федерального центра. То есть — машина раскрутилась. И регионы, не желая отступать, начинают реализовывать ещё и свои задачи самостоятельно.
— Ну, я говорю об оптимизме в том смысле, что на должность вице-премьера, отвечающего за строительство, пришёл наконец строитель.
— Я думаю, Марат Хуснуллин будет правильно выстраивать идеологию, с точки зрения, в первую очередь, стройки, жилищного строительства. (Тут я не беру даже программу переселения.) А вот там проблемы возникают — прежде всего, при выполнении поставленной президентом Владимиром Путиным задачи — сдавать в год 120 миллионов квадратных метров жилья. Это — сложная задача. И она (точнее, её реализация) немножко буксовала — не только потому, что … ( Тут я не буду ни в кого кидать камни.)
Константин Цицин, гендиректор Фонда ЖКХ: «Надеемся, что с приходом вице-премьера Марата Хуснуллина амбициозный план — в год 120 млн квадратных метров жилья в России — пробуксовывать не будет».
Повлиял и переход на современную систему организации — речь о новых подходах в работе со строительными компаниями. И это все очень сильно, скажем так, подкосило стройку.
У нового вице-премьера, думаю, в первую очередь должна стоять задача — сохранить строительный комплекс в регионах. Я не беру крупные города, там — более-менее — все нормально. А вот небольшие региональные компании, к сожалению, могут оказаться банкротами.
— То есть — хлопот на стройках много, и вы надеетесь, что с приходом нового вице-премьера с ними удастся справиться…
— Как я уже сказал — наверняка с приходом Марата Хуснуллина появятся новые — прорывные, нетрадиционные решения. Этого давно уже все ждут…
Александр Гамов