Женщина – кто она: жена, мама или профессионал? Этот спор не утихает десятилетиями. Но в нашем материале мы не будем пытаться его разрешить, а просто покажем, как «хрупкие» руки строили одну из самых масштабных транспортных систем России. Антонина Пирожкова https://www.goodhouse.ru/ Антонина Пирожкова – талантливый проектировщик, одна из тех, кто создавал первые станции метрополитена Москвы.
И […]Женщина – кто она: жена, мама или профессионал? Этот спор не утихает десятилетиями. Но в нашем материале мы не будем пытаться его разрешить, а просто покажем, как «хрупкие» руки строили одну из самых масштабных транспортных систем России.
Антонина Пирожкова
Антонина Пирожкова – талантливый проектировщик, одна из тех, кто создавал первые станции метрополитена Москвы. И только потом уже она – жена известного писателя Исаака Бабеля.
Пирожкова была настолько ценным кадром, что ее не только не уволили из Метростроя после объявления мужа «врагом народа», но и дали проектировать новые и новые объекты.
В период 1930-х – 1950-х годов Антонина участвовала в создании залов одних из самых известных и роскошных станций – «Маяковская», «Площадь Революции», «Павелецкая», «Киевская» (причем и Кольцевой, и радиальной), «Арбатская».
Станция «Маяковская» Замоскворецкой линии, https://mayak77.ru
Она не только строила сама, но и передавала опыт молодому поколению инженеров: преподавала в Московском институте инженеров транспорта, написала единственный в своем роде учебник по метростроению. Новые издания этой книги она готовила к печати, уже выйдя на пенсию.
Талант архитектора гармонично дополнялся ее писательскими способностями.
Именно из мемуаров Пирожковой можно лучше всего узнать Исаака Бабеля.Антонина Пирожкова и Исаак Бабель, https://kulturologia.ru
Нина Алёшина
Станция «Новослободская» Кольцевой линии, https://www.goodhouse.ru/
«Делать нужно так, как будто чего-то немного не хватает» – любимая фраза знаменитого архитектора метро Нины Алёшиной. Она создавала как подземные, так и надземные объекты этой транспортной системы.
Первой ее станцией стала «Новослободская». Именно Нина готовила чертежи на облицовку путевых стен и цоколей пилонов, оформление металлом проемов и витражей.
О таланте и способностях Алёшиной говорить не приходится – на ее счету 19 станций:
- «Ленинский проспект» Калужско-Рижской линии;
- «Октябрьская» Калужско-Рижской линии;
- «Профсоюзная» Калужско-Рижской линии;
- «Рязанский проспект» Таганско-Краснопресненской линии;
- «Таганская» Таганско-Краснопресненской линии;
- «Варшавская» Каховской линии;
- «Октябрьское поле»Таганско-Краснопресненской линии
- «Кузнецкий Мост» Таганско-Краснопресненской линии;
- «Лубянка» (реконструкция) Сокольнической линии;
- «Щукинская» Таганско-Краснопресненской линии;
- «Медведково» Калужско-Рижской линии;
- «Марксистская» Калининской линии;
- «Перово» Калининской линии;
- «Серпуховская» Серпуховско-Тимирязевской линии;
- «Чертановская» Серпуховско-Тимирязевской линии;
- «Домодедовская» Замоскворецкой линии;
- «Менделеевская» Серпуховско-Тимирязевской линии;
- «Бульвар Рокоссовского» Сокольнической линии.
- «Чкаловская» Люблинско-Дмитровской линии.
Станция «Медведково» Калужско-Рижской линии, https://ru.wikipedia.org
В 1981 году ее назначили главным архитектором Серпуховско-Тимирязевской линии. Тогда же Нина Алёшина фактически возглавила архитектурный отдел института «Метрогипротранс». Официально она была главным архитектором института с 1985 по 1991 год.
Надежда Быкова
Надежда хотела стать врачом, но получила разнарядку в Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС) Москвы. В 1930 году она кончила их по классу архитектуры.
В 1932 году ее берут инженером на Метропроект. Там она выигрывает свой первый конкурс с проектом станции «Сокольники».
После этого Быкова стала автором еще 10 станций и их инфраструктуры:
- «Белорусская» радиальная Замоскворецкой линии;
- «Новокузнецкая» Замоскворецкой линии
- «Белорусская» Кольцевой линии;
- «Спортивная» Сокольнической линии;
- «ВДНХ» Калужско-Рижской линии;
- «Измайловская» Арбатско-Покровской линии;
- «Щелковская» Арбатско-Покровской линии;
- «Проспект Вернадского» Сокольнической линии;
- переходный тоннель со станции «Театральная» на станцию «Охотный Ряд»;
- наземный вестибюль станции «Университет» Сокольнической линии.
Станция «Новокузнецкая» Замоскворецкой линии, https://ru.wikipedia.org
В конце 1930-х Надежда совместно с мужем спроектировала павильон «Механизация» на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке (ныне ВДНХ), который сейчас мы знаем под названием «Космос».
Павильон «Космос» на ВДНХ
Юлия Колесникова
Юлия родилась в 1921 году, а уже в 1951-м стала главным архитектором проекта в институте «Метрогипротранс». Ее специализация – вестибюли, однако Колесникова создавала и станции целиком.
Станция «Таганская» Таганско-Краснопресненской линии, https://pikabu.ru
На ее счету – 11 станций подземки:
- «Алексеевская» (с вестибюлем) Калужско-Рижской линии;
- «Академическая» Калужско-Рижской линии;
- «Калужская» Калужско-Рижской линии;
- «Водный стадион» Замоскворецкой линии;
- «Пролетарская» Таганско-Краснопресненской линии;
- «Таганская» Таганско-Краснопресненской линии;
- «Каширская» Замоскворецкой линии;
- «Каховская» Каховской линии;
- «Ботанический сад» (с вестибюлями) Калужско-Рижской линии;
- «Авиамоторная» Калининской линии;
- «Севастопольская» Серпуховско-Тимирязевской линии;
- наземные вестибюли на «Шаболовской» и «Рижской» Калужско-Рижской линии.
Станция «Авиамоторная» Калининской линии, https://ru.wikipedia.org
Анна Фокина
Анна родилась в 1916 году, окончила Московский архитектурный институт (МАРХИ), но первая ее станция появилась только в 1952 году – Фокина в соавторстве проектировала «Комсомольскую» Кольцевой линии метро.
Станция «Комсомольская» Кольцевой линии, https://weatlas.com
Дело в том, что Анна Фокина не просто архитектор, но и известная советская волейболистка. В 1936-1938 годах она играла в Центральном спортивном клубе армии, с 1939 по 1944 год – в московском «Локомотиве».
Анна – дважды чемпионка СССР в 1936 и 1939-м, а также второй призер чемпионатов СССР в 1938 и 1940 годах.
В 1954-м получила звание мастера спорта.
Но архитектуру и проектирование она не бросила. Фокина создала еще пять станций метро, среди которых:
- «Академическая» Калужско-Рижской линии;
- «Войковская» Замоскворецкой линии;
- проект реконструкции «Чистых прудов» Сокольнической линии;
- «Полежаевская» Таганско-Краснопресненской линии;
- «Сходненская» Таганско-Краснопресненской линии.
Станция «Полежаевская» Таганско-Краснопресненской линии, https://ru.wikipedia.org
Какие станции метро построят в столице до 2022 года – в спецпроекте портала Стройкомплекса.
МЕТРО 2022: спецпроект
Установлен рекорд по числу работающих ТПМК в метро
На Коммунарской линии начали строить седьмой тоннель
Источники: https://ru.wikipedia.org
http://a.mospravda.ru
Автор заглавного фото — Александр Попов